Экономическая ситуация в России, представленная данными официальной статистики за январь-апрель 2015 г. [3], характеризуется негативными тенденциями: спадом в промышленности, сокращением реальных доходов населения, сжатием объема финансовых операций в стране и др. Этому способствовало изменение в худшую сторону внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации в мире вообще, и вокруг России, в частности, выразившееся в экономических санкциях, эмбарго, закрытии доступа на мировые финансовые рынки. Перечисленные факты и события подчеркивают первостепенное значение финансового суверенитета страны, важность и роль внутренних финансовых ресурсов для стабилизации и стимулирования социально-экономического развития, а также выявляют необходимость применения безотлагательных мер стимулирования экономического инновационного развития собственными бюджетными ресурсами.

Как отмечают многие ученые и эксперты [2], государственное регулирование инновационных процессов в экономике – важнейшая задача при переходе на рыночные принципы функционирования. Поддержка такого перехода может осуществляться как непосредственно государством, когда оно в лице отдельных органов исполнительной и законодательной власти выступает инициатором научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработок и инновационных проектов, так и косвенно, опосредованно, через применение различных механизмов стимулирования: экономических, финансовых, правовых и иных. При этом подобное разделение мер поддержки достаточно условно, так как многие экономисты классифицируют их по-разному в зависимости от сформулированных определений. В целом же можно выделить следующие сквозные и актуальные направления деятельности государства по поддержке инновационной активности в Российской Федерации:

— совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей инновационную деятельность;

— повышение уровня защиты прав на интеллектуальную собственность;

— создание и развитие инновационной инфраструктуры: технопарки, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы и так далее;

— обновление и развитие материально-технической базы организаций научно-технической и экспертной сферы;

— формирование здоровой конкурентной среды на рынке товаров и услуг;

— запуск программ по подготовке квалифицированных кадров для инновационно-активных предприятий;

— отработка вопросов предоставления льготного финансирования кредитными организациями инновационно-активных предприятий;

— размещение государственных заказов по приоритетным направлениям;

— развитие международного сотрудничества в сфере научно-технических разработок и коммерциализации инноваций;

— повышение объемов экспорта высокотехнологичной продукции;

— создание положительного имиджа отечественных компаний на международном рынке высокотехнологичных товаров;

— поддержка инновационных предприятий (точечные локальные меры);

— введение стимулирующих налоговых и таможенных льгот.

В настоящее время в России сформирована стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [1], которая призвана реализовать как перечисленные выше направления, так и ответить на актуальные вызовы в сфере инновационного развития, а также определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Важным является то, что стратегия задает долгосрочные ориентиры развития инновационной деятельности в стране, представляет ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, а также процесс поддержки коммерциализации разработок.

В краткосрочном периоде наиболее показательны параметры расходов федерального бюджета РФ в 2015-2017 гг. на наукоёмкий сектор экономики, представленные в соответствующем федеральном законе. В нынешних условиях не планируется заметного увеличения финансирования науки как в текущем году, так и в плановом периоде. На фундаментальные исследования в наступающем году планируется выделить около 130 млрд. руб., на гражданские прикладные исследования — в два раза больше.

Основным направлением прикладных исследований, финансируемым в объеме 208 млрд. руб. стали «прикладные научные исследования в области национальной экономики». Основные расходы по этой статье направлены на финансирование  различных гражданских космических программ (около 80 млрд. руб.) и программ развития гражданской авиационной техники (более 40 млрд руб.). В этой же статье заложено финансирование «фонда Бортника» в объеме 3,9 млрд. руб. на «стимулирование инноваций».

По другим разделам бюджета заметно меньшие средства направляются, например, на прикладные исследования в области: национальной обороны — 21,6 млрд. руб., здравоохранения — 21,2 млрд. руб., общегосударственных вопросов — 15,3 млрд. руб., образования — 14,4 млрд. руб.

В области фундаментальных исследований основным получателем средств (83 млрд. руб.) является ФАНО, которому были переданы подведомственные РАН, РАМН и РАСХН. Общий объем финансирования ведущих университетов составит около 20 млрд. руб. Научные фонды получат достойное финансирование: РНФ — около 17 млрд. руб. РФФИ и РГНФ — 12,2 млрд. руб. и 2 млрд. руб., соответственно. При этом в сравнении с предыдущими периодами бюджет каждого из фондов вырастет примерно на треть.

Обобщая вышесказанное необходимо, прежде всего, отметить, что важнейшей характеристикой развития отечественной хозяйственной системы в современных условиях является развертывающийся экономический кризис. Для успешного преодоления его негативных последствий и стимулирования экономического роста необходима разработка и применение новых организационно-экономических механизмов макроэкономической политики: поддержка инновационной сферы, стимулирование кредитования в целях обеспечения модернизации промышленности, обеспечение опережающего роста инвестиций частного сектора, государственных расходов в инноваций в промышленно-научный и интеллектуально-образовательный потенциал, поддержка экспорта продукции высокотехнологичных отраслей.

Эффективная бюджетная, налоговая, денежно-кредитная и валютная политика государства сегодня должны стать ключевыми инструментами противодействия кризисным явлениям в целях обеспечения устойчивого экономического развития на федеральном и региональном уровнях.

Важнейшими резервами отечественного экономического роста являются инновации в промышленность, инвестиции в творческое развитие личности, в наукоемкие отрасли реального сектора экономики, а также в повышение эффективности макроэкономического регулирования. Подобные инвестиции находят своё отражение как долгосрочной стратегии, так и в краткосрочном бюджетном плане на 2015-2017 гг., однако, очевидно, что выделяемых финансовых ресурсов на сегодняшний день недостаточно.

В современных условиях не последнее теоретическое и практическое значение имеет анализ влияния информационного фактора на рыночные структуры и экономический рост, мониторинг инновационных факторов экономического роста, разработка эффективного механизма противодействия финансовому кризису и стимулирование экономического роста.

Практика показала, что важнейшей стратегией экономического развития России должен стать переход от текущей либерально-инерционной модели социально-экономического развития к новой активно-деятельностной государственной политике, направленной на противодействие системному финансово-экономическому кризису, на стимулирование инновационно-инвестиционной активности, а также на обеспечение перехода к новому инновационно-технологическому типу развития. Назрела острая необходимость в совершенствовании методологических подходов и новом инструментарии, позволяющем разработать и запустить эффективный механизм, обеспечивающий резкий рост инвестиций и инноваций в реальном секторе экономики для достижения устойчивого экономического роста в России.

Список использованной литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
  2. Фатхутдинов Р.А. // Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — 448 с.: ил.
  3. Экономисты не видят дна рецессии // Ведомости. 20.05.2015. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/05/22/593278-ekonomisti-ne-vidyat-dna-retsessii

Библиографическая ссылка на эту статью для научного цитирования:

Гордиенко М.С. Бюджетное стимулирование инновационного развития экономики России. Сборник: Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народно-хозяйственных комплексов сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2015. С. 22-26.

Гордиенко Михаил Сергеевич,

к.э.н., доцент кафедры Налогов и налогообложения РЭУ им. Г.В. Плеханова