30 июня 2016 года в Общественной палате РФ состоялась конференция «Традиционные религии России в глобальном контексте: новые вызовы и угрозы», организованная Центром экспертизы и общественного мониторинга при поддержке Комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.

Заседание конференции открыл председатель Комиссии Иосиф Дискин. Он отметил высокую актуальность темы конференции, обратив внимание на повышающийся авторитет традиционных религий в российском обществе. По мнению Иосифа Дискина, «посткрымская» мобилизация российского общества значительно изменила общественную ситуацию и ситуацию в сфере ценностей в России: значимость трех традиционных народных ценностей – патриотизма, справедливости и свободы – значительно выросла, а это именно те ценности, которые отстаивают российские традиционные религии. Результатом этого стало повышение нравственного чувства и религиозных, и светских кругов общества. Эта общественная атмосфера, по мнению Иосифа Дискина, предъявляет более существенные требования и к российской власти. Соответственно, возникает потребность в установлении более высоких стандартов взаимодействия власти и общества.

Представитель организатора – руководитель аналитического сектора Центра экспертизы и общественного мониторинга — проекта «Центра межрегиональных программ и проектов» Кирилл Логинов – акцентировал внимание участников конференции на важность сохранения межнационального и межрелигиозного мира, обратив внимание на сохраняющуюся угрозу действий по его разрушению со стороны недружественно настроенных внешних игроков.

Муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашии, заместитель председателя Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Альбир Крганов в своем приветственном слове подчеркнул, что традиционные религии России составляют ценностную основу единства России, а опыт совместного существования и диалога традиционных религий в России уникален и исключительно важен. Муфтий обратил внимание на важность углубления межрелигиозного общественного диалога и необходимость борьбы с идеологией экстремизма, прикрывающегося религиозными лозунгами и извращающего подлинное вероучение, настраивая общество против него – что в полной мере касается и т.наз. «Исламского государства» (запрещенной в России террористической группировки). Муфтий Альбир Крганов также подверг критике недавно принятые Государственной Думой законопроекты, регламентирующие миссионерскую деятельность, и высказал опасение, что они могут быть использованы против духовенства традиционных религий и людей, занимающихся религиозным просвещением – что, в свою очередь, может спровоцировать серьёзные конфликты. При этом муфтий призвал не «политизировать» ситуацию. Альбир Крганов призвал учитывать мнение религиозных организаций и Межрелигиозного совета России при подготовке законопроектов, касающихся религиозной проблематики.

В ответной реплике Иосиф Дискин подчеркнул: представители государственной власти твердо заверили его, что новые законопроекты направлены исключительно против тоталитарных сект и пропаганды религиозного экстремизма, и не будут применяться против представителей традиционных религий. Более того – представители власти призвали председателя Комиссии вести плотный мониторинг правоприменительной практики по этим законам.

Первый заместитель председателя Комиссии Максим Григорьев поддержал законопроекты, отметив ряд нововведений, позволяющих более эффективно бороться с терроризмом. При этом член Общественной палаты признал необходимость внимательного наблюдения за практикой их применения. По мнению Максима Григорьева, угрозы расширительного толкования новых законопроектов против представителей традиционных религий и абсурдных решений со стороны недобросовестных представителей государственных и судебных органов сохраняются.

Максим Григорьев выступил с подробным докладом, посвященным методам пропаганды запрещенной в России террористической организации ИГИЛ, и работе по противодействию ей. Представленные в ходе доклада материалы свидетельствуют не только о растущей активности пропаганды терроризма, обращенной на территорию России, но и о высоком техническом уровне пропагандистов террористической организации, о применении ими сложных и дорогостоящих методов ведения информационной войны. По мнению Максима Григорьева, эти обстоятельства свидетельствуют о серьёзности проблемы и требуют усиления работы по информационному противодействию активности запрещенной в России группировки ИГИЛ.

По мнению члена Комиссии Валерия Коровина, реальная идеологическая основа религиозных экстремистских и террористических группировок – оценка религии реальными заказчиками в качестве технологии социального управления. Этот подход, по мнению Валерия Коровина, характерен для периода модерна и свидетельствует о нерелигиозном (или антирелигиозном) сознании реальных создателей и руководителей радикальных террористических движений. В России, по мнению эксперта, экстремистские религиозные группы возникали при поддержке внешних сил, с помощью структур «внешнего управления». Базой для проникновения в Россию как радикальных религиозных экстремистов, так и различных тоталитарных сект, стал духовный и идеологический вакуум, возникший после распада СССР и дискредитации в общественном сознании марксистско-ленинского учения.

По мнению Валерия Коровина, чтобы сдержать напор деструктивных религиозных сект, необходимо пересмотреть ряд положений существующего закона №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», дающего, по мнению эксперта, избыточную свободу для их деятельности.

Выступление члена Комиссии протоиерея Всеволода Чаплина было посвящено важности идеологий и религии в современном мире. По мнению о. Всеволода, власть в современном, все более децентрализующемся мире будет принадлежать не тем, кто обладает деньгами, силой или формальной властью, а тем, кто формулирует идеи. Религия, с точки зрения о. Всеволода, выходит на уровень главного фактора общественной жизни, а демонстративная светскость и секуляризм уходят в прошлое. О. Всеволод призвал религиозные общины более активно продвигать в обществе собственную повестку дня и вечные ценности.

о. Всеволод также, как и ряд предыдущих докладчиков, прокомментировал новые законопроекты о регламентации миссионерской деятельности: по его мнению, существует опасность «выплеснуть вместе с водой ребенка», ограничив право верующих рассказывать о своей религии и распространять свою позицию в частном порядке. о. Всеволод Чаплин также призвал пересмотреть подход «идеологического нейтралитета» и наложить законодательный запрет на распространение в России враждебных ей идеологий и религиозных доктрин.

Тюрколог Виктор Надеин-Раевский рассказал о возрождении пантюркизма на новых основах. Если до 19-го века включительно Турция (тогда Османская империя) продвигала свои амбиции «классическим» имперским способом и силой оружия, то теперь неоимперская идеология продвигается с помощью «мягкой силы» и сетевых структур: на смену имперской идеологии силы пришла идеология «очагов идеала». По мнению эксперта, новую версию пантюркизма продвигают сетевые движения – например, структуры, связанные с деятельностью богослова и религиозно-политического деятеля Фетхуллаха Гюлена. По мнению Виктора Надеина-Раевского, процесс борьбы со скрытым проникновением и продвижением экстремистских идеологий должен быть постоянным – при этом поддержку в борьбе с радикальными идеологиями как панисламистского, так и пантюркистского толка оказывает как общероссийский, так и региональный патриотизм. По мнению эксперта, люди, гордящиеся своей национальной и гражданской идентичностью, не будут заинтересованы участвовать в посторонних экспансионистских проектах.

Сотрудник Секретариата Межрелигиозного совета России Сергей Мельник рассказал о текущей работе совета в сфере гармонизации межрелигиозного диалога. Обсуждая движущие силы, способствующие активизации диалога между представителями традиционных религий, Сергей Мельник сформулировал три стимулирующих фактора: стремление к преодолению конфликтов, достижению мира и согласия, стремление к интеллектуальному взаимообогащению и осознание глубины и серьёзности социальных проблем, «избытка человеческого страдания». Межрелигиозный диалог активизируется благодаря необходимости противодействия общим вызовам, в том числе целенаправленному насаждению чуждых этике традиционных религий ценностей, а также необходимости постоянного решения комплекса практических вопросов. При этом межрелигиозный диалог в рамках Межрелигиозного совета России строится как общественный, исключающий вероучительные компромиссы или взаимный прозелитизм.

Общественный деятель и политолог Авигдор Эскин подверг резкой критике попытки размывания базовых ценностей традиционных религий с помощью различных компромиссов с новыми общественными веяниями. Авигдор Эскин с юмором подверг особой критике заявления главы Католической церкви папы Франциска о необходимости церкви «просить прощения» перед геями: по мнению эксперта, это высказывание является призывом к христианам и ко всему человечеству «просить прощения» перед людьми, совершающими грех, за который, согласно Библии, в ветхозаветные времена Бог разрушил Содом и Гоморру, что является искажением христианского вероучения. По мнению эксперта, не укладывается в голове, как лидер Католической церкви мог вообще такое произнести – «он же не блоггер и не политолог».

Авигдор Эскин в собственной сатирической манере подверг жесткой критике «идеологию толерантности», по его мнению, требующую от людей полностью отказаться от собственной национальной и религиозной идентичности, перейти к «несерьёзному» отношению к вопросам веры.

По мнению эксперта, такие подходы только стимулируют религиозные конфликты и терроризм, создавая благоприятные условия для деятельности экстремистов. Альтернативой сложившимся на Западе подходам, базирующимся на «идеологии толерантности», и реальным препятствием натиску религиозного экстремизма, по мнению Авигдора Эскина, может стать «союз почвенников» — союз твердо убежденных в собственной вере людей, готовых отстаивать свои принципы. Авигдор Эскин призвал к созданию государственной системы традиционных религиозных школ в России.

Последние события, связанные с выходом Великобритании из Европейского союза Авигдор Эскин оценил как начало процесса ослабления этого наднационального образования, являющегося частью общего процесса разрушения «идолов» секулярных, внерелигиозных идеологий.

Руководитель религиозных образовательных программ ФЕОР раввин Йонатан Фельдман выступил с подробным докладом об этических основах религиозного воспитания и глубинных причинах распространения экстремистских идеологий и терроризма, приведя в подтверждение своих слов цитаты из Торы и Талмуда. По мнению р. Йонатана Фельдмана, в основе экстремистских идеологий лежит глубокое нравственное повреждение, полное искажение познания о Боге. Р. Йонатан Фельдман сравнил это состояние с ситуацией, когда «вор молится Богу чтобы он помог ему больше украсть». В основе всех экстремистских идеологий, по мнению р. Йонатана, лежит своевольная интерпретация религиозных доктрин из соображений эгоизма и стремления к власти. Не менее важный фактор в формировании преступного поведения, по мнению р. Йонатана — отказ от самоограничения, ибо с отказом нравственного самоограничения всегда приходит зло: т.к. согласно Библии, именно своеволие было причиной первого греха прародителей человечества и изгнания из рая.

Р. Йонатан Фельдман также подчеркнул недопустимость попустительства злу, приведя цитату из Талмуда «кто милостив к жестоким, станет жестоким к милостивым». По его убеждению, те, кто встают на путь терроризма, несмотря на впечатление внешней силы, внутренне духовно слабы и дезинтегрированы.

Руководитель Центра социокультурного анализа Института стратегических исследований Республики Башкортостан Юлдаш Юсупов выступил с докладом о текущей ситуации в мусульманской умме (сообществе мусульман) региона и рассказал об опыте Института в области организации диалога между представителями конфликтующих направлений в исламе с целью предотвращения внутриконфессиональных конфликтов. Институт на базе социометрических данных создал карту этнорелигиозных угроз Республики, провел анализ структуры и динамики религиозного сообщества Республики Башкортостан и созвал Общественно-экспертный совет по конфликтным ситуациям в религиозной среде из представителей основных религиозных групп республиканской мусульманской уммы, заседания которого проводятся ежемесячно. Таким образом, согласно представленному докладу, Институт осуществляет постоянный мониторинг ситуации и обеспечивает снижение социальной напряженности, вызванной религиозными причинами.

Старший научный сотрудник сектора демографии, миграции и этнорелигиозных проблем Российского института стратегических исследований Галина Хизриева подчеркнула важность глубокого понимания идеологических и религиоведческих вопросов для формирования практической стратегии борьбы с экстремизмом и терроризмом. Она предостерегла от ретрансляции предрассудков и псевдонаучных мнений. Эксперт подчеркнула, что борьба с религиозным экстремизмом и терроризмом идет прежде всего в поле идей, и незнание предмета этой борьбы делает эту работу бесполезной. По мнению Галины Хизриевой, именно идеология обуславливает экстремистское поведение, именно она первична. По мнению эксперта, дополнительной проблемой стала невозможность четкого разделения «внешних» и «внутренних» акторов экстремизма – терроризм и экстремизм становятся интернациональными. Галина Хизриева отметила, что экстремистские идеологии начинают проникать глубоко в поры российского общества. Однако особо опасной угрозой для России, по её мнению, является совмещение национального и религиозного фактора в формировании экстремистских идеологий и движений.

Востоковед, руководитель направления «Восток» медиа-холдинга «Pravda.ru» Саид Гафуров предостерег участников от ощущения заведомых победителей в борьбе с экстремизмом и «шапкозакидательских» настроений. По его оценке, в Сирии (он неоднократно посещал Сирию до начала гражданской войны в этой стране) до начала гражданской войны также царили оптимистические настроения и убежденность, что уникальный опыт совместной жизни представителей разных религий и религиозных направлений в одной стране позволит преодолеть любые попытки разжигания религиозной вражды. Как известно, эти оценки оказались ошибочными. Саид Гафуров призвал к максимально серьёзному отношению к угрозе религиозного терроризма и обратить внимание на внешних спонсоров террористических и экстремистских движений.

Эксперт Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Евгений Валяев выступил с докладом о деятельности в России ряда сект и новых религиозных движений, влиянию на их активность внешних факторов (в том числе кризиса на Украине). В частности, в докладе подробно обсуждалась деятельность «Саентологической церкви Москвы» (к настоящему моменту официальная организация ликвидирована судебным решением). Согласно докладу, после оперативных действий правоохранительных органов, произведенных в 2015 году, в головном отделении «Саентологической церкви Москвы» было обнаружено незаконно установленное оборудование для скрытой аудио- и видеофиксации. Было установлено, что в организации применялись методы психолингвистического программирования, организация также занималась сбором персональных данных и др. деятельностью, характерной в большей степени для специальных служб, а не для религиозных организаций. Среди сотрудников организации всячески поощрялось взаимное доносительство, за «врагами» организации велась слежка. По данным доклада, саентологи также принимали активное участие в подготовке и проведении «Евромайдана» на Украине в 2013 – 2014 году.

Член Президиума Татарской культурной автономии г. Москвы Динара Бухарова рассказала о конфессиональной структуре татарского народа и жизни общин православных татар. По мнению Динары Бухаровой, православные татары, численность которых оценивается в 30% от общей численности татар, оказывают гармонизирующее влияние на межнациональные и межрелигиозные отношения, будучи мостом между православным большинством России и татарским этносом, преимущественно по численности мусульманским. Православные татары проживают в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Оренбургской и Челябинской областях и других регионах.

Как отметила Динара Бухарова, православные и мусульмане, в том числе и татары, уже объединяются в общественной деятельности, в защите традиционных ценностей и нравственности. Общины православных татар занимаются развитием культуры православных татар, подготавливают общественные мероприятия и праздники, участвуя в подготовке общетатарских мероприятий – таких, как ежегодный праздник «Сабантуй» 17 июля.

 

Участники конференции с разных сторон рассмотрели актуальную ситуацию в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений в России и влияющие на неё факторы. Тем не менее, можно обозначить общие позиции — предварительные выводы, общие для абсолютного большинства докладов и выступлений.

Прежде всего – это признание особой важности вопросов идеологии и веры. Проблема противодействия экстремизму, обосновывающего преступную, в том числе террористическую деятельность, находится прежде всего в идеологической сфере.

Во-вторых — это признание особого исторического опыта России в гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, который должен быть использован как сам по себе, так и в деле противодействия распространения идеологии экстремизма на религиозной почве.

В гражданских и тем более в религиозных войнах не может быть победителей. Ответом на попытки продвигать разрушительные идеологии в России может быть только ещё большая активность в деле укрепление общенационального единства.