Экстремизм и радикализм являются одними из серьезных современных проблем общества. Во всем мире проводятся профилактические мероприятия по выявлению, предупреждению и появлению данных асоциальный явлений среди людей всех возрастных групп, особенно среди молодежи. В нашей стране профилактика проводится на федеральном, региональном и местном уровне. Большое значение имеют профилактические мероприятия в средних и высших учебных заведениях.

Целью настоящей работы является рассмотрение радикализма и экстремизма как дестабилизирующих факторов общественной жизни и мер по их профилактике среди молодежи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Определить содержание понятий экстремизма, радикализма и их разновидностей;

2)   Выявить причины возникновения и распространения;

3) Рассмотреть профилактику экстремизма и радикализма, осуществляемую в средних и высших учебных заведениях г. Краснодара;

4) Внести предложения профилактических мер для реализации в молодежной среде.

Определим понятия экстремизма и радикализма:

Экстремизм — склонность к крайним взглядам, методам действий, которым подвержены люди и организации, политической направленности.

Радикализм — бескомпромиссная, крайняя склонность к каким-либо взглядам, которая в большинстве случаев имеет отношение к идеям и действиям в социально-политической сфере, которые сопровождаются противоправными и публичными насильственными действиями.

Приверженность к каким-либо крайним взглядам представляет большую опасность обществу не только из-за возникновения противостояния одних взглядам другим, но и потому, что могут легко перерасти в терроризм — это систематическое использование насилия, которым пользуется организован­ная группа, чтобы достичь своих целей.

Разновидностью радикализма и экстремизма являются их проявления на религиозной почве.

Религиозный радикализм — идеология, которая возникла в определённой религиозной традиции, а затем отделилась от неё путём противопоставления и критики основному вероучению, и стремится к бескомпромиссному доведению своих взглядов до конечных логических и практических результатов. К источнику религиозного радикализма относят культ харизматического лидера. Острая нетерпимость к инакомыслию, к инаковерующим и неверующим, проповедь об исключительности представителей их веры, ксенофобия – это есть характерные черты религиозного радикализма. Также очень часто он бывает направлен, помимо религиозной среды, на политическую, экономическую и социальную, затрагивает культуру и международные отношения.

Экстремистские религиозные организации в своих лозунгах и призывах обращаются, в первую очередь, к чувствам и предрассудкам людей, рассчитывая на эффект толпы, слепую приверженность обычаям и традициям, a действия, которые в большинстве случаев жестоки, направлены, чтобы подавить противников и вызвать в обществе шок.  Их враги – это те, кто не является членом их религиозной конфессии или секты. Религиозные экстремисты и радикалы используют насилие в целях, которые, по их мнению, определены Всевышним, а принадлежат они не только к небольшим культам, но к распространенным конфессиям. Как раз одну из таких конфессий можно причислить к причинам возникновения религиозного экстремизма.

Исламский фундаментализм.

Его основной идеей является «возвращение к праведным предкам», путь в обратном направлении от европейского развивающегося общества. Одна из причин возникновения данного течения заключается в том, что ислам не просто религия, а исторически укоренившийся образ жизни, на который, начали оказывать влияние глобализационные процессы и ускоренный научно-технический прогресс. Вследствие этого культура и жизнь исламского сообщества начала терпеть нежеланные изменения и воспринимать влияние извне как покушение на религиозные постулаты. Защита традиционных укладов начала приобретать религиозные формы: чем сильнее влияют развивающиеся страны на исламскую культуру, тем большее укрепляются фундаментальные основы веры.

Но на сегодняшний день проблемой является не только борьба исламских фундаменталистов с Западом, но и их борьба с исламом, который принимает и заимствует технические достижения развивающихся стран, с так называемым поколением «Реформаторов ислама». Происходящая общественная трансформация усилила противоречие с духовными традициями. Тенденция начала усиливаться тогда, когда у мусульманских стран-нефтеэкспортеров стал происходить существенный рост доходов и, как следствие, улучшение уровня жизни, появилось желание жить по евростандартам.

На данный момент можно утверждать, что идея фундаментализма реализована на территории Ирана, Судана и большей части Афганистана,  а также имеет прочные позиции в Йемене, Иордании и Египте.  Радикализм и экстремизм на этой территории перешел в массовый террор.

Наиболее ярким проявлением данного течения являются: организация «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) – запрещенная в России, террористическая группировка «Аль-Каида», суннитские мусульмане «Хамас», ливанская шиитская группа «Хезболла».

Вторым видом дестабилизирующих факторов общественной жизни является национальный экстремизм, который заключается в обострении межнациональных противоречий, сопровождающихся национальной дискриминацией, угнетением, насильственными действиями. Он может проявляться в национальных движениях и организациях, ведущих неоправданную вооруженную борьбу за достижение национального самоопределения, репрессиях государственных органов против определенных этнических групп, в деятельности партий и движений, которые выступают за жесткий курс по отношению к национальным меньшинствам и иммигрантам и т.д.

Источником национального экстремизма можно считать ксенофобию — страх, неприязнь или ненависть к чужим. Рассмотреть одну из причин такого асоциального поведения можно на примере стран Прибалтики.

Как известно, в 30-е годы ХХ века прибалтийские страны были объектом борьбы великих держав. В 1940 г. произошло вхождение Литвы, Латвии, Эстонии в состав СССР. Зарождение националистских движений были связаны с актами протеста, угрозами и лозунгами против новой власти. Постепенно неприязнь к власти вылилась в неприязнь к русским в целом. Многочисленное русскоязычное население в Прибалтике, которое составляло основу местной промышленности, было мало подвержено аккультурации местными народами. Обострение ситуации наступило, когда легализировали пропаганду националистических идей, создание националистических организаций.  Национальные союзы, фронты и другие формирования, которые ранее проводили деятельность только среди массы и вне закона, теперь могли оказывать влияние на политическую элиту.

В настоящее время Эстония, Литва и Латвия входят в состав Европейского союза. Отношения с Россией крайне натянуты, а внутри стран часто происходит дискриминация «русского населения», которое проживает там.

Сегодня религиозный и национальный экстремизм довольно распространен в неформальной молодежной среде.

Неформалов, которые представляют наибольшую опасность обществу можно условно разделить на: группировки националистического толка, в том числе скинхеды, и поклонников различных культов. Рассмотрим каждое из этих направлений.

Националистов можно разделить на три категории:

Первая – это молодежь, которая лишь подражает скинхедам, пытаясь выглядеть и говорить как они, но ничего не смыслят в данной субкультуре;

Вторая – националисты — хулиганы, которые поступками подражают скинхедам;

Третья – идейные скинхеды, неонацисты.

Данная категория националистов является почитателями неонацистских идей, идеология которых возникла после Второй мировой войны и являются национал-социалистическими или близкими к ним взглядам, а также к ним относятся те, кто провозгласил себя последователем Адольфа Гитлера и Третьего рейха. Как правило, скинхедами являются люди старшего возраста и по количеству участников они немногочисленны, в отличие от двух других видов националистов. Но именно неонацисты представляют наибольшую опасность: передвигаясь группами, совершают они акты вандализма, хулиганские действия, избиения, грабежи, убийства, особенно агрессивно в России реагируя на граждан из Азии, Африки, Кавказа.

К поклонникам различных культов относят: кришнаитов, готов, сатанистов и т.д. Среди них наибольшую опасность для общества представляют сатанисты.

По их идеологии, для того, чтобы ритуалы поклонения сатане проходили успешно, необходима кровь невинных жертв. Нередко сатанисты используют в жертвоприношении животных, а иногда и людей. Настоящая жертва для них не убийство, а предсмертные муки существа, поэтому убийство, которое они совершают во время культа похоже на пытку. Свою деятельность совершают на кладбищах, развалинах и т.п.

Экстремизм в молодежной среде заслуживает особого внимания. Это крайне опасное явление создает угрозу общественной безопасности. Поэтому представители различных государственных структур и ведомств, а также учреждения среднего, высшего образования должны осуществлять профилактику данного асоциального поведения в соответствии со ст. 2 Федерального закона. «О противодействии экстремистской деятельности» от 01.01.2001 г.

Например, в МБОУ СОШ №20 г. Краснодара в соответствии с планом работ по противодействию экстремистской деятельности и  антитеррористической безопасности  в 2016-2017 учебном году осуществляются следующие меры:

  • Ограничение доступа участников образовательного процесса к социальным сетям путём фильтрации контентной информации (при заключении договора с провайдером интернет-услуг)
  • Систематическое обновление списка экстремистской литературы. Контроль библиотечного фонда.
  • Общешкольное родительское собрание по параллелям с рассмотрением вопросов обеспечения антитеррористической и информационной безопасности учащихся.
  • Родительская конференция «Как уберечь ребенка от беды. Интернет-безопасность».
  • Классные часы, посвященные Дню солидарности борьбы с терроризмом
  • Инструктаж с учащимися по антитеррористической безопасности.
  • Проведение различных анкетирований: определение уровня взаимоотношений в классе, «Проблема толерантного отношения к представителям иных культур и религий в среде молодежи», прохождение теста «эмоций».
  • Встреча со священником Свято-Духового храма о лекция на тему: «Религиозный экстремизм. Тоталитарные секты»
  • Встреча с воинами интернационалистами.
  • Уроки кубановедения: Кубань многонациональная, Кубань – многоконфессиональная.

Также согласно учрежденному плану на 2016 – 2017 год по работе в области обеспечения безопасности, противодействия религиозному, этническому экстремизму, в Краснодарском филиале Финансового университета при Правительстве РФ осуществляются следующие профилактические действия:

  • Проведение мероприятия, посвященного Всемирному дню солидарности в борьбе с терроризмом
  • Собрание старост с представителями студенчества, исповедующих различную религию, в рамках работы студенческого самоуправления
  • Проведение мероприятия «Экстремизм и терроризм – угроза миру и стабильности»
  • Участие в краевой научно практической конференции «Стабильность и порядок в современном обществе. Вызовы и угрозы»;
  • Участие в мероприятиях, посвященных толерантности отношений и религиозному, национальному и расовому многообразию, проводимых администрацией Краснодарского края, муниципальных образований, профильных департаментов различных уровней.
  • Круглый стол: «Формы экстремизма в молодежной среде и методы противодействия» (Министерство по делам национальностей КК, общественные организации, духовенство, казачьи общины, УВД).

Как мы можем заметить, деятельность школы и вуза по профилактике подросткового экстремизма и радикализма является разноплановой и может заинтересовать самих учеников и студентов для проведения данных мероприятий, что, безусловно, является важным фактором во взаимодействии с современной подростковой средой.

В соответствии с мероприятиями, которые проводятся в школе и вузе, мы можем обобщить, также дополнить перечень необходимых для проведения в школах и вузах мероприятий по профилактике экстремизма, радикализма и организации работы объединений по вопросам толерантности:

  • Организация и участие в мероприятиях по воспитанию религиозной и национальной толерантности;
  • Проведение родительских собраний, посвященных проблеме подросткового экстремизма, а также способах выявления и профилактики асоциального поведения у подростков;
  • Проведение федеральных, региональных, окружных конкурсов, направленных на повышения уровня знания школьников о радикализме, терроризме, а также которые будут способствовать отражению негативного мнения учащихся к данным общественным явлениям. (Это могут быть конкурсы эссе, рисунков, написание стихотворений, рассказов и тп.)
  • Внедрение курсов, элементов программ для преподавателей с целью воспитания толерантности учащихся;
  • Разработка памяток для учащихся вузов и школ с разъяснением психологов, юристов, социальных педагогов;
  • Организация и проведение смотра конкурса программ и методических разработок по профилактике асоциального поведения молодежи;
  • Проведение встреч учеников, их родителей, студентов с различными социальными работниками, представителями органами безопасности, психологами и другими специалистами, имеющих отношение к данной области;
  • Организация семинаров и лекций правовых знаний;
  • Проведение классных часов о радикализме, экстремизме, терроризме, их пагубном влиянии на общество;
  • Создание в высших учебных заведениях советов старост для решения возникающих проблем, вопросов и внесения предложений мероприятий по профилактике данных асоциальных поведений;
  • Проведение мониторинга социальных сетей подростков на наличие признаков отношения к тем или иным радикальным взглядам;

Огромное внимание стоит уделять и культуре молодежной среды в целом, здесь стоит затронуть такие вопросы как:

  • Организация волонтерского движения в школах и проведение на постоянной основе мероприятий, которые способны воспитать в подростке доброту, отзывчивость, толерантность;
  • Организация и проведение мероприятий спортивного, научного, культурного направления, как на уровне школ, так и на высших уровнях;
  • Организация прохождения школьниками тестирования у психологов 2 раза в год на предмет выявления отклоняющегося поведения, которое может влиять на формирование радикальных национальных и религиозных взглядов;

Уделить внимание стоит и повышению уровня глобализации общественных отношений в молодежной среде:

  • Реализация программы учебы по обмену;
  • Осуществление экскурсионных выездов в другие регионы, страны;
  • Организация возможности прохождения обучения в зарубежном вузе и прохождения практики на предприятии в другой стране;
  • Проведение уроков, лекций, круглых столов, конференций и тд с приглашенными иностранными гостями и экспертами, представителями других национальностей и конфессий. (Возможно использование ИТ-технологий для проведения мероприятий: Skype, WhatsApp, Viber и тд);
  • Организация и участие в международных конкурсах, конференциях, фестивалях;

Подводя итог, можно сказать, что для эффективного проведения профилактической деятельности в учебных заведениях требуется комплексный подход с учетом особенностей и потребностей молодежи. Помимо профилактики, необходимо проводить просветительскую работу, формировать комплекс знаний о сути и разновидностях экстремизма и радикализма, их  опасности для общества, Для реализации этих задач нужны культурно-массовые мероприятия, например, творческие конкурсы, которые можно организовать не только в рамках школ и университетов, но и на окружном, городском, краевом и федеральном уровнях. Еще одним важным направлением представляется развитие коммуникации, в том числе и международной, школьников и студентов с представителями разных наций и конфессий, для воспитания таких личностных качеств как толерантность и веротерпимость.