Материал подготовлен В.В. Золотухиным[1]

Краткое вступление

Данная историческая справка ставит главную цель проследить развитие межрелигиозных (и отчасти неразрывно связанных с ними межэтнических) отношений с древнейшего документально известного нам булгарского периода до наших дней. И ранее в регионе происходит серьезнейшие этнокультурные процессы, которые можно проследить сегодня лишь косвенно, с помощью археологии и лингвистики. Речь, например, может идти о мощнейшем взаимодействии и сплаве двух больших этнических массивов, — кочевого конного ираноязычного киммерийско-скифо-сарматского, с одной стороны, и оседло жившего в чумах неолитического прото-финно-пермского (предки удмуртов и коми, а вероятно, и некоторых других финно-угров). Но это уже неактуально для сегодняшнего дня: следы этого взаимодействия на территории современного Татарстана сохранились лишь в этнографии удмуртов и коми и их языке (например, слово «золото» в этих языках отсылает к иранскому зарин; явно, что с золотом они познакомились посредством иранцев).

То же, что происходило после прихода в регион тюрков и славян, а вместе с ними и мировых религий, — ислама и христианства, — имеет непосредственное отношение к сегодняшнему дню. На булгарской истории в немалой степени зиждется идеология татарского национального движения; к нему апеллируют и официальные идеологемы Республики Татарстан. Славяно-тюркское взаимодействие, начавшееся в конце 1-го тысячелетия до н.э., продуктивно и плодотворно продолжается до сих пор.

Жанр исторической справки, которой должны руководствоваться религиоведы при рассмотрении специфики современных межконфессиональных отношений в Татарстане, призывает авторов не перегружать текст цитатами и научным аппаратом; это аппарат, однако, при необходимости будет использоваться. Вначале будет рассмотрена средневековая история, затем новая и новейшая. Внимание будет уделено и двум современным важнейшим институтам, представляющим мировые религии в Татарстане и поддерживающим этноконфессиональный мир в регионе. Речь идет о Духовном управлении мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) и Татарстанской митрополии Русской православной церкви.

 

Булгарский и золотоордынский периоды

Татарстан расположен в центре Европейской части России на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух рек — Волги и Камы. Расстояние до Москвы составляет около семисот двадцати — восьмисот километров, что примерно равно расстоянию от Москвы до отдалённых уголков Центрального федерального округа, — юга воронежского и белгородского Черноземья. Сравнительно небольшая удаленность от Москвы способствует активному обмену человеческим ресурсом между двумя регионами: коммерческие и научные связи между Республикой Татарстан и федеральным центром могут быть названы обширными.

Общая площадь Татарстана — 67 836 км². Протяженность территории республики — 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток. Население республики составляет около 3. 9 млн., что позволяет сопоставлять её по человеческому потенциалу с другими крупными регионами РФ, — Республикой Башкортостан, Свердловской, Ростовской областью и т.д.

Территория республики представляет собой равнину в лесной и лесостепной зоне с небольшими возвышенностями на правобережье Волги и юго-востоке республики. 90 % территории лежит на высоте не более 200 метров над уровнем моря. Исторически и экономически Татарстан относится к Поволжью, одним из центров которого оказывается Казань.

Среднее Поволжье очень давно обжито людьми. В бронзовом веке здесь была развита приказанская культура, создатели которой связываются с предками нынешних финно-пермских народов (удмуртов и коми), вероятно, что приказанцы были также предками и финно-волжских народов (марийцев, мордвы). В более позднее время финно-угорские народности также жили на территории Татарстана, — на северо-западе марийцы, на северо-востоке – удмурты. Имеется мнение, что часть заказанских татар (к примеру, население Балтасинского района) представляет собой исламизированных марийцев. Когда представители какого-либо местного народа, исповедовавшего этническую политеистическую религию, принимали ислам, тем самым осуществлялась их этнографическая татаризация. Они начинали носить татарский костюм, строили татарский дом и переходили на тюркский язык, — таков естественный процесс. Примордиалистский подход часто оказывается неуместным.

С IV в. н. э. на территории Татарстана поселяются создатели именьковской культуры, этнографическая принадлежность которых часто толкуется исследователями в качестве балто-славянской (или же специфически славянской). Судя по всему, произошло переселение из более западных лесных регионов.

В VII в., в период Великого переселения народов, на территории Татарстана появляются тюрки-булгары, которые, как известно, кочевали на большой территории от Урала до Балкан. Судя по всему, булгары говорили на языке, не похожем на большинство современных тюркских народов. Единственный живой язык, восходящий к булгарским диалектам, — современный чувашский. Он характеризуется такими нетипичными явлениями, как «ротацизм» (вместо татарского «кыз», — девушка, — чуваши говорят «хер»), «ламбдаизм» (вместо «кыш», — зима, — чуваши говорят «хел»). Вместо общетюркского окончания множественного числа «лар» булгарские наречия оперируют формантом «сем»: ср. татарское «кызлар», — девушки, — и чувашское «херсем». Из этого следует, что татарский и чувашский языки, — несмотря на их генетическое родство, — не являются взаимопонимаемыми. Татарский язык в лице двух своих крупных наречий, — среднего, казанского и западного, мишарского, — относится к кыпчакской группе тюркских языков, куда входят также башкирский, казахский, кумыкский языки.

Тем не менее, этнография татар Татарстана в немалой степени показывает преемственность местного населения с домонгольским булгарским населением. У татар и чувашей схожая музыка, схожие архитектурные традиции, схожие традиционные верования, восходящие к общим булгарским предкам.

В Х веке (922 г.) Волжская Булгария в лице правителя Алмуша официально принимает ислам. Судя по всему, именно в этот момент часть булгар, не пожелавшие войти в новую веру, откочевала в леса западнее и юго-западнее современной Казани и положила начало будущему чувашскому народу.

К сегодняшнему дню археологами выявлено более 2000 различных булгарских памятников, относящихся к периоду X—XIV вв. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большая часть данных объектов относится к домонгольскому времени. Ключевой зоной расселения булгар, судя по всему, был юг современного Татарстана. В пограничных Ульяновской, Самарской, Пензенской областях, а также в Чувашии обнаружено значительно меньше булгарских поселений, чем в Татарстане.

В связи с этим встаёт вопрос, какими границами обладала Волжская Булгария. Традиционно считается, что территория Волжской Булгарии располагалась по обоим берегам Нижней Камы там, где она впадает в Волгу. Булгары расселялись, судя по всему, примерно между современными городами Казань и Самара преимущественно по левому берегу Волги. Сегодня на этой территории проживает множество народов: татары (как казанские, так и мишари), чуваши, много русских сел.

Многие источники утверждают, что христианство начало проникать в булгарскую среду еще в VII ― IX вв. Кочуя по просторам Западной Евразии и оказываясь в сфере культурного влияния Византии, булгары не могли быть совершенно незнакомыми с христианством. Знакомство это, судя по всему, осуществилось за некоторое время до прихода части булгар в средневолжский регион и оформления здесь булгарского государства. Первый булгарский хан Кубрат (Кробат, Курт) (ок. 605 ― ок. 665) воспитывался в Константинополе в императорском дворце, в юном возрасте был крещен и представлял собой человека, интегрированного в восточнохристианскую грекоязычную культуру того времени.

Очевидно, что христианство присутствовало «на горизонте» булгарской культуры и после их переселения в Средневолжье. Так, в «Никоновской летописи» говорится, что великий князь киевский Владимир I Святославич посылал в 990 г. «в Болгары» с миссионерской целью, как там говорится, «философа» Марка Македонянина, которому удалось обратить четырех булгарских князей с их семействами. Это могло служить своеобразным миссионерско-полемическим ответом на призыв булгарских правителей принять ислам. С этого факта начинается долгое и противоречивое взаимодействие двух великих мировых религий на периферии их распространения. Периферийность накладывает особый отпечаток на историю христиано-исламских отношений в Поволжье. Это была своеобразная окраина Ойкумены: к северу – бескрайние удмуртские и пермяцкие леса с традиционными финно-угорскими религиями, к западу – мордовские леса с теми же традиционными финно-угорскими религиями. К юго-востоку – бескрайние степи, откуда приходили все новые волны тюркских кочевников.

Киевская Русь и Волжская Булгария, обладая обширными политическими, культурными и торговыми связями, в 1006 г. договорились о взаимном свободном передвижении купцов по своим землям, что привело к возникновению на булгарских территориях православных общин. Христианство существовало здесь в качестве религии приезжих, которые проживали в посадах. Во второй половине XII ― первой четверти XIII вв. в городе Болгаре долгое время оседло жили русские купцы и свободные ремесленники-христиане. Православные верующие появились и среди булгар: одним из первых святых Русской православной церкви стал мученик Авраамий Болгарский (? ― 1229). Сам он был булгарином и конверсантом из ислама; обратили его, судя по всему, русские купцы. Авраамий (исламское имя его неизвестно) принялся активно проповедовать православие в булгарской среде. Следует отметить, (по данным жития), что булгары долго, — явно дольше, чем этого требует шариат, — стремились вернуть Авраамия обратно в лоно ислама, уговаривали его, но все было тщетно. Впоследствии Авраамий был мученически казнен ими. Мощи его потом были перенесены во Владимир.

В западной части Болгара начиная с Х в. проживали представители армянской общины, коих стало значительно больше в первой половине XIII в., когда монголы совершили разрушительные набеги на Закавказье. К XIII ― XIV векам относится ее однозначный расцвет. Центром армянской колонии был храм (так называемая «Греческая Палата»). Вокруг него было общее христианское кладбище, на котором хоронили не только армян, но и почивших представителей других христианских конфессий.

Несмотря на свою принадлежность к средневековой истории, булгарский вопрос является актуальным для современного Татарстана, т. к. часть татарской национальной интеллигенции позиционирует татар как прямых потомков булгар и Волжской Булгарии. Такая точка зрения восходит к татарским просветителям и крупным богословам-представителям российской исламской богословской школы XIX – начала ХХ в., например, к Ш. Марджани, Г. Исхаки, Р. Фахретдину. В перестроечные времена высказывались даже призывы переименовать татар в булгар, а Татарстан – в Булгаристан. Идеология булгаризма в целом направлена на укрепление татарстанской идентичности. Волго-камские булгары вступали в самые разнообразные отношения с древнерусскими княжествами, — от дружеских и торговых до военных (впрочем, это было обычным для средневекового мира). С булгарами контактировали представители Владимира, Суздаля, Мурома. Несмотря на множество военных столкновений (так, знаменитый владимирский храм Покрова на Нерли в селе Боголюбове были построен Андреем Боголюбским в память о сыне Изяславе, погибшем на войне с булгарами), перед монгольским нашествием русичи и булгары заключили мирные договоры.

Очевидно, что ислам среди булгар укоренился достаточно серьезно. Об этом свидетельствуют и надгробные памятники, и данные археологии.

Волжская Булгария была уничтожена монгольским нашествием в конце 1230-х гг.; с этого времени в регион началась активная инфильтрация кипчаков, — носителей предковых наречий для современного татарского языка. До того их было совсем немного. Это видно по надписям на погребальных памятниках. Территория Булгарии вошла в состав Золотой орды. Впоследствии, в результате распада последней, в XV в. возникло Казанское ханство. Оно занимало значительно бОльшую площадь, нежели Булгария: власть казанских правителей распространялась в той или иной степени почти на весь средневолжско-камский регион. Казанское ханство было населено как мусульманами, так и политеистами финно-угорского происхождения (например, удмуртские земли).


[1] Кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону); руководитель магистратуры Московского исламского института, зам. гл. редактора журнала «Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты», член Русского религиоведческого общества (г. Москва).

 

Источник новости: http://dialog-rt.ru/religii-v-tatarstane-s-drevnosti-do-nashix-dnej-1.html

Публикация подготовлена с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества «Диалог религий Татарстана: культура сотрудничества и стратегии этноконфессионального взаимодействия», предоставленного Фондом президентских грантов.