Материал подготовлен В.В. Золотухиным

Православное христианство в Республике Татарстан

Возрождение приходской жизни и восстановление храмов

Предпринимаемые Советской властью попытки искоренить религиозность значительно ослабили представленность православия и православной культуры на территории Татарской АССР. Точно так же, как во многих деревнях татары перестали совершать мусульманские обряды и даже почти забыли, как это делается, от православия были отвращены массы русского населения в городах и сельской местности. В период перестройки, когда антирелигиозное давление было ослаблено, когда состоялось торжественное празднование тысячелетия Крещения Руси, с мертвой точки сдвинулась и религиозная жизнь православных Татарии. Государственно-церковные отношения стали постепенно нормализовываться, отношение государства к религии смягчилось, началось конструктивное взаимодействие.

Как уже говорилось, на протяжение советского периода Татарская и Марийская АССР в церковно-административном отношении были едины, православные приходы подчинялись Казанской и Марийской епархии Русской православной церкви. Приходов было катастрофически мало: всего 15 в Татарской АССР и 11 в Марийской. Вплоть до 1989 г. в более чем миллионной Казани, (население которой быстро росло), было открыто всего три храма (Никольский собор, церковь Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище и Казанской иконы Божией матери в Царицыне).

На период возрождения православия в Татарстане пришлось архиерейское правление архимандрита Анастасия (Меткина), который заступил на свой пост 30 ноября 1988 г., прежде возглавлявший епархию епископ Пантелеимон (Митрюковский) постановлением Священного синода Русской православной церкви был отправлен на покой. Уже в 1989 г. начинается активное церковноприходское строительство, — в этом году возникло 14 новых религиозных общин, в 1990 г. прибавилось еще около тридцати, в 1991 г. – семь. Среди русской интеллигенции, получившей большую свободу мировоззренческого выбора, проявились тенденции к воцерковлению, возрос интерес к изучению православной мысли и вероучения, в церковь стали приходить бывшие атеисты и коммунисты. У многих людей началось серьезное мировоззренческое переосмысление.

Казанское епархиальное управление существовало в этот период в немалой степени за счет пожертвований верующих: с одной стороны, количество пожертвований возрастало, но с другой, возрастало и количество расходов. Потому многие приходы развивалось медленно, сообразно благоприятствующему или же неблагоприятствующему финансовому положению. Немалые расходы уходили на то, чтобы построить и ввести в строй Казанское духовное училище. Это был единственный серьезный объект, который Казанская епархия смогла возвести в начале 1990-х гг. Трудности были и со строительством новых церковных зданий, явственной была и нехватка священнослужителей. Епархия переживала объективные трудности роста, — такие, которые случаются с любой религиозной общиной в период ее активного становления.

Действующие храмы в 1990-х гг., в основном, открывались в старых зданиях, передаваемых на баланс Русской православной церкви. Новые храмы стали открываться лишь с начала 2000-х гг. Постепенно появились спонсоры, открылись целевые программы, — государство, республиканские власти стали принимать все более активное участие в восстановлении церкви и церковной жизни.

В 1989 г. в Казани вновь открылся для верующих Петропавловский собор, который был возведен еще в начале XVIII в. При Советской власти в здании собора находились архив и планетарий. Верующим собор достался в полуразрушенном состоянии, — были проблемы с кирпичной кладкой, местами отсутствовала кровля. Церкви пришлось вложить достаточно много средств в его восстановление. Были отремонтированы как внешние элементы здания (кровля, кладка), так и внутреннее убранство (реставрация иконостаса, восстановление царских врат). В общем и целом, расходы на восстановление были большие. Немаловажно для нашей темы, что восстановление Петропавловского собора и других православных культовых зданий встречало неизменно теплое и участливое отношение татарской общины города, которая в это время активно восстанавливала казанские мечети и открывала их двери для верующих.

Постепенно процесс религиозного возрождения охватил и другие районы Татарской АССР. На Рождество 1990 г. открылся отреставрированный Свято-Вознесенский собор в г. Набережные Челны. Он был построен во второй половине XIX в. В 1991 г. верующие получили доступ к Раифскому Богородицкому монастырю в Зеленодольском районе республики. Он был основан еще в XVII в. Теперь его возглавил архимандрит Всеволод (Захаров), из-за своей славной истории и активного быстрого восстановления монастырь быстро стал популярным объектом православного паломничества. Раифский комплекс представляет собой один из центров православия в современном Татарстане, он расположен недалеко от Казани в живописной местности и состоит из множества храмов, — собора в честь Грузинской иконы Божией Матери, собора в честь преподобных отцов в Раифе и Синае убиенных и Троицкого собора. В течение 1990-х гг. была осуществлена полная реставрация монастырских зданий и храмов.

1992 г. ознаменовался передачей церкви Иоанно-Предтеченского (Ивановского) мужского монастыря, который был построен и населен еще в XVII в. Восстановление этого известного казанского монастыря, расположенного в центре города, ознаменовало восстановление утерянной преемственности между старинной православной жизнью Казани и жизнью современной православной общины. В 1994 г. начались службы во Введенском храме, постепенно был восстановлен весь комплекс архитектурных шедевров. В настоящее время здесь действует крупный церковный благотворительный центр, активно осуществляющий социальное служение в Казани и за ее пределами.

В 1993 г. Казанский государственный технологический институт (КГТИ) возвратил общине верующих храм во имя св. великомученицы Варвары. В 1993-95 гг. вновь открывается Казанско-Богородицкий монастырь в Елабуге. В 1993 году также осуществляется церковно-административная реформа: епархиальное территориальное деление приводится в соответствие со светским государственным: Республика Татарстан в эти годы стремится к максимальному суверенитету, и из состава Казанской епархии выводятся приходы Республики Марий-Эл, которые переподчиняются вновь созданной Йошкар-Олинской и Марийской епархии. Теперь Казанская епархия покрывает лишь территорию Республики Татарстан.

На протяжение первой половины 1990-х гг. в Татарстане наблюдается взрывной рост количества как православных, так и мусульманских общин. Затем ситуация немного стабилизируется: те, кто хотел прийти к религии уже пришли, воспитание же новых поколений оставалось пока делом будущего. В 1995 г. Казанская епархия провела серьезную историко-богословскую конференцию под названием «История и человек в богословии и церковной науке».

Уникальным явлением, указывающим на гармоничное взаимодействие властей Республики Татарстан и Казанской епархии РПЦ, может быть названо восстановление казанского Богоявленского собора. При Советской власти в этом старинном храме, возведенном еще в XVIII в., размещался спортивный зал КГУ им. В. И. Ульянова-Ленина (Казанского госуниверситета, ныне КФУ). С середины 1990-х гг. же храм был возвращен Церкви, а вот колокольня сохранилась в ведении Министерства культуры Республики Татарстан, — в ней находится выставочный зал древнерусского искусства Государственного музея изобразительных искусств РТ. Вскоре был оборудован камерный Шаляпинский зал. Колокольня собора используется как светскими учреждениями культуры, так и церковной общиной; порядок ее использования регламентируется гибкими договорами, заключенными между митрополией и властями Республики Татарстан.

В начале сентября 1997 г. Татарстан посетил Алексей Второй (Ридигер), — Патриарх Московский и всея Руси. Патриарха принимал президент Татарстана М. Ш. Шаймиев, Председатель Госсовета Татарстана В. Н. Лихачёв и, конечно, правящий архиерей архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин). Патриарх посетил ряд восстановленных соборов города, духовное училище, Казанское высшее танковое командное училище, посетил окрестности Казани, в частности, свияжский Раифский Богородицкий монастырь.

Во второй половине 1990-х гг. началось строительство храмов в микрорайонах крупных городов, в частности, в Казани. Строительство активно продолжалось в последующие годы. Православная община уже в те годы обладала серьезным влиянием на политику Татарстана и являлась одним из противовесов казанской политики.

В 2000 г. православная общественность республики широко отпраздновала 2000-летие христианства и 1300-летие начала распространения ислама в России. Мероприятия обладали широким размахом и прошли на многих площадках. Была продолжена реставрация казанского Благовещенского собора, восстановление корпуса Казанской духовной семинарии (КДС). Церковь обратилась к образовательным учреждениям: была проведена республиканская научно-практическая конференция работников образования «Религия и формирование духовной культуры школьников», а также международная научно-практическая конференция «Ислам и христианство в диалоге культур на рубеже двух тысячелетий». Последняя конференция была организована при активном участии исламской общины республики. Были изданы красочные художественные альбомы, посвященные религиям Татарстана; проведены тематические выставки, записаны циклы передач. Как мы видим, речь идет здесь и о просветительской деятельности. К этому времени в Татарстане было открыто уже около полутора сотен храмов. Инцидентов христианско-мусульманской вражды, межрелигиозных конфликтов не отмечалось. Конечно, и с той, и с другой стороны существовали радикальные группки, исповедовавшие ультраконсервативную (ультраправую) националистическую идеологию, но они предпочитали высказывать свои взгляды в собственной прессе или на маргинальных пикетах, в целом не возмущавших общественное спокойствие и не омрачавших спокойные межобщинные отношения.

В 2000-х гг. продолжают активно возрождаться и строиться православные храмы. Следует заметить, что казанский регион был одним из центров дореволюционной православной религиозности, что, вероятно, связано с его местонахождением на стыке культур, на религиозно-культурной границе. Известно, что общины, находящиеся вблизи такого фронтира, острее чувствуют собственную идентичность и сильнее привержены ей, чем жители внутренних районов, где религиозная альтернатива (часто конкурирующая или даже враждебная) отсутствует. Известно, что казаки, жившие рядом с мусульманами Кавказа, были в целом религиознее, набожнее жителей Центральной России; то же, вероятно, можно сказать о мишарах в сравнении с мусульманами внутренних районов.

Примером сотрудничества светских властей Республики Татарстан и Русской православной церкви может служить реставрация знаменитого Благовещенского кафедрального собора Казанского кремля, построенного в 1555-1562 гг. При Советской власти историческое здание использовалось под архив, а в цоколе хранились овощи. Понимая значимость этого культурного объекта, процессу реставрации оказал существенную помощь президент республики М. Ш. Шаймиев, который создал для этого специальный фонд, наделенный значительными средствами. Свою лепту в реставрацию внесли крупнейшие инвесторы республики, — ряд банков, а также Казанский вертолетный завод. Нередко во главе жертвующих организаций стояли татары, что указывает на в целом гармоничные межконфессиональные отношения в республике.

Подобно упомянутой выше колокольне Богоявленского собора, Благовещенский собор Казанского кремля также используется и церковью, и учреждениями культуры. В настоящее время создается экспозиция музея, посвященного истории собора. Содержание и ремонт объекта находятся на балансе Министерства культуры Республики Татарстан.

Количество православных религиозных общин в начале XXI в. продолжало стабильно возрастать, и сегодня их насчитывается около трех сотен. Следует сказать, что исторически это коренные русские общины, часть которых расположена в сельской местности. История таких общин насчитывает по нескольку столетий. Небольшая часть общин является кряшенской, богослужение в них проходит по-кряшенски (по-татарски), прихожанами оказываются жители кряшенских деревень или выходцы из них, проживающие в татарской столице. Своеобразным кряшенским культурным центром оказывается храм во имя чудотворной Тихвинской иконы Божией матери, расположенный в историческом казанском районе Старотатарская слобода. Храм имеет историю с XVII в., в 1938 г. был закрыт, в 1997 г. – снова возвращен верующим. В храме находится Кряшенский приход. При храме также можно посетить Музей истории и культуры кряшен, послушать народный хор. В рамках Кряшенского благочиния ведется работа по переводу священных книг Ветхого и Нового завета на кряшенский (крещено-татарский/средний диалект татарского языка) язык. Община служит точкой притяжения для кряшен, приезжающих в Казань из всех уголков Татарстана.

Власти Татарстана восстанавливают как татарское мусульманское средневековое наследие Болгара, так и русский православный Свияжск. В Свияжск приезжают политические деятели, здесь проходят также и официальные визиты религиозных деятелей. Свияжск обладает серьезным рекреационным потенциалом. Интересно, что власти Татарстана способствовали также восстановлению Храма-памятника воинам, погибшим при взятии Казани в честь Нерукотворного образа Спасителя. Этот храм начали восстанавливать с начала 2000-х годов по указанию М. Ш. Шаймиева; реставрационные ведутся до сих пор, хотя приход давно действует. Следует упомянуть, что взятие Казани является символической болевой точкой русско-татарских отношений в Татарстане. До взятия Казани казанские татары имели свою государственность, после завоевания они утратили ее и получили лишь в виде Татарской АССР и Республики Татарстан в ХХ веке. Для татарских националистов взятие Казани является трагической точкой отсчета гибели национальной культуры. В последние годы каждый раз к началу октября на улицах Казани появлялись представители татарских националистических движений, стоящих в резкой оппозиции федеральному центру. Они проводили митинги, пикеты, нередко призывали к отделению Татарстана от России или, по крайней мере, серьезному расширению региональных полномочий.

С 13 июля 2015 г. правящим архиереем Казанской и Татарстанской митрополии является митрополит Феофан (Ашурков).

 

Административно-территориальная реформа 2012 года

6-7 июня 2012 г. на заседании Священного синода Русской православной церкви иерархи приняли решение разукрупнить Казанскую епархию (такие разукрупнения проводились тогда всюду на канонической территории). Казанская епархия была уменьшена, из нее выделены Альметьевская и Чистопольская епархия, и все три объединены в составе Татарстанской митрополии.

В составе Казанской епархии оказались: Казань и Набережные Челны, а также Агрызский, Апастовский, Арский, Атнинский, Балтасинский, Буинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Дрожжановский, Елабужский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Кукморский, Лаишевский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Тетюшский, Тукаевский и Тюлячинский районы (северная половина республики с запада на восток).

В Чистопольской епархии оказались Аксубаевский, Алексеевский, Алькеевский, Нижнекамский, Новошешминский, Нурлатский, Спасский, Черемшанский, Чистопольский (южная и центральная зоны республики).

В Альметьевской епархии оказались Азнакаевский, Актанышский, Альметьевский, Бавлинский, Бугульминский, Заинский, Лениногорский, Муслюмовский, Сармановский, Ютазинский р-ны (юго-восток и восток республики).

Неясно, имела ли эта реформа этнологическую подоплеку, но стоит отметить: три выделенных региона действительно различаются. Казань и Заказанский регион представляют собой зону расселения собственно казанских татар, говорящих на среднем диалекте; Чистополь тяготеет к мишарской среде; Альметьевск является центром смешанной степной зоны, в этнологическом отношении переходной к Приуралью.

Главой Татарстанской митрополии остался архиепископ Анастасий, который был возведен в сан митрополита Казанского и Татарстанского (произошло это 18 июля 2012 в Троице-Сергиевой лавре, в Сергиевом Посаде).

Казань обладает интересной традицией проведения крестных ходов, которая восходит еще к дореволюционным временам, и была возрождена в 2000-х гг. Они проходят 21 июля и 4 октября и посвящены чудотворной Казанской иконе Божией матери. Раньше они проходили из Благовещенского собора Казанского кремля до Казанского Богородицкого монастыря, теперь же – вокруг Казанского кремля.

С 2008 по 2010 год религиозной жизнью республики заведовало управление по делам религий при Кабинете министров РТ. В 2010 г. власти республики учредили Управление Президента РТ по взаимодействию с религиозными объединениями, с 2012 г. же возник Департамент Президента РТ по вопросам внутренней политики. В его состав входит Управление по взаимодействию с религиозными объединениями (в составе двух отделов: образовательных программ и проектов и государственно­-конфессиональных отношений).

Плодотворную работу в митрополии осуществляет Казанская духовная семинария, осуществляющая подготовку квалифицированных теологов и отчасти будущих священнослужителей. КДС является крупным образовательным центром Русской православной церкви, которые имеет серьезную и долгую историю. В конце XIX – начале ХХ в. здесь развивалась особая богословская школа, внесшая серьезный вклад в развитие отечественно богословской мысли (архиеп. Никанор (Бровкович), В. И. Несмелов и др.).

 

Краткое заключение

По итогам данной исторической справки можно вынести заключение, что в общем и целом (не считая незначительного числа пресекаемых силовыми структурами редких маргинальных экстремистских эксцессов), в Татарстане имеет место конструктивный межрелигиозный диалог, который опирается, с одной стороны, на грамотное администрирование религиозной жизнью, с другой, имеет низовую поддержку в православных и мусульманских общинах городов, поселков и сел республики. Возникающие же проблемы могут быть связаны прежде всего с межнациональными противоречиями, диалектически необходимо возникающими и разрешающимися в процессе длящегося этногенеза.

Определенная угроза стабильности может исходить от массовых миграций населения из Средней Азии, коль скоро эти миграции не контролируются властями; мигранты не интегрируются в местную жизнь, создают свои замкнутые общины, в которых может осуществляться радикализация. Однако, такие угрозы на данном этапе могут быть сняты с помощью работы с мигрантами и грамотной социальной политики на местах.

И у татар, и у русских существуют правые (националистические) движения, выступающие с позиций этноцентризма и превосходства собственного народа над другими. Однако, популярность этих движений все последние годы стабильно падала; сегодня их реально поддерживает исчезающе малый процент населения. В целом, ситуация в Республике Татарстан может быть определена как позитивная.

Источник новости: http://dialog-rt.ru/religii-v-tatarstane-s-drevnosti-do-nashix-dnej-4.html

Публикация подготовлена с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества «Диалог религий Татарстана: культура сотрудничества и стратегии этноконфессионального взаимодействия», предоставленного Фондом президентских грантов.