Проблема освоения языка, характера его использования волновала философов, ученых, общественных и политических деятелей с древнейших времен. Язык формирует мировоззрение, харкает человека, особенность социальных отношений. Все, что мы можем воспринимать, мыслить, решать связано с понятиями, концептами языка. От характера языковой подготовки зависит целостность общества, темпы его развития, успешность социализации.

Эффективность системы изучения русского языка помимо объективных педагогических и социальных факторов зависит от субъективного отношения учащихся к целям и методам образования, к значимости владения навыками использования русского языка в различных социальных ситуациях, ценности языка как феномена культуры.  Поэтому изучение русского языка включает социокультурный контекст имиджа, ценности и задач его использования. Повышение грамотности учащихся и популяризация русского языка обуславливают мотивированность учащихся на глубокое освоение языка как кристаллизованного культурного опыта.

По мнению экспертов, русский язык как часть мировой цивилизации сохраняет культурный опыт, помогает общению народов, обогащает языки других народов. Учителя школ большее значение придают роли русского языка в процессе поддержания мирного существования. Среди преподавателей вузов выше значимость русского языка в контексте общения разных народов.

2018-12-29_14-13-45

Эксперты глубже, чем учащиеся, понимают важность русского языка для сохранения безопасности России. Данное мнение более распространено среди докторов наук.

2018-12-29_14-14-53

Эксперты с большим опасением смотрят на состояние русского языка, чем учащиеся. Если среди учащихся доминирует мнение, что состояние русского языка в 21 веке улучшается по сравнению с 19 и 20 веками, то у экспертов складывается противоположное мнение. Данная позиция более характерна для учителей школ, экспертов старше 46 лет.

2018-12-29_14-15-37

Эксперты считают, что в мировом сообществе доминируют уважение и интерес к русскому языку. Среди учителей чаще встречаются негативные оценки отношения к русскому языку в мире. Они чаще считают, что сегодня преобладает стремление принизить значимость русского языка и пренебрежение к русскому языку.

2018-12-29_14-16-20

Для развития личности русский язык, в первую очередь, способствует повышению культуры мышления, приобщению к культуре страны, успешной социализации и расширяет коммуникативные способности. Данная позиция экспертов во многом совпадает с отношением учащихся к влиянию русского языка на развитие личности. Меньшее значение и экспертами, и учащимися придается повышению психологической устойчивости и становлению самодисциплины в процессе изучения русского языка.

2018-12-29_14-17-12

Основными проблемами изучения русского языка эксперты называют не внешние факторы, а сбои в социализации личности, которые приводят к неумению учащихся работать с текстами, быстро устанавливать контекст употребления слов, низкой культуре речи и использования слов учащимися, отсутствию навыков устной речи, неспособности точно применять словарный запас для описания мысли.

2018-12-29_14-19-17

Учащиеся сходятся во мнении, что русский язык сохраняет культурный опыт, обогащая тем самым мировую культуру. Значимыми задачами русского языка на международной арене учащиеся считают обеспечение общения разных народов и обогащение языков других культур. Для более старших возрастов характерно более глубокое понимание значимости русского языка для мировой цивилизации. В группе старше 22 лет растет понимание роли русского языка для устойчивости мировой цивилизации.

2018-12-29_14-19-56

2018-12-29_14-20-35

Две трети опрошенных учащихся признают важность русского языка для сохранения безопасности России. Однако глубокое понимание связи языка и безопасности страны сформировалось у трети учащихся.  В этой группе удваивается доля женщин и учащихся в возрасте 20-22 года. Среди опрошенных старше 22 лет, напротив, проявляется более поверхностное понимание значения русского языка для безопасности страны.

2018-12-29_14-21-12

2018-12-29_14-21-55

Учащимся русский язык помогает, в первую очередь, в развитии культуры мышления, приобщении к культуре страны, успешной социализации, расширении коммуникативных способностей. Меняются функции русского языка в процессе социализации в возрастных группах старше 18 лет. Для них важнее становится развитие культуры чувств, успех в социализации, развитие чувства красоты и становление собственного достоинства. Для женщин возрастает значимость русского языка, как возможности приобщиться к красоте и развить культуру чувств.

Среди опрошенных учащихся выделяются две группы с разным отношением к языку. В первой группе доминируют внешние, социальные функции языка: культура мышления, успешная социализация, расширение коммуникативных способностей, приобщение к культуре страны. Во второй группе преобладают внутриличностные смыслы: психологическая устойчивость, становление самодисциплины, становление чувства собственного достоинства и ответственности. Это важно учитывать в процессе преподавания русского языка. Для некоторых учащихся важно внутреннее чувство языка, его структуры, красоты, использование понятий для самопознания. Для других – на первом плане внешнее презентирование своих коммуникативных способностей, знаний, установление социальных связей на основе подходящего для группы использования языка.

2018-12-29_14-22-27

2018-12-29_14-23-03

 

1.2. Представление о характере русского языка

Современные молодые люди оптимистично настроены в отношении развития русского языка. Большинство опрошенных (56,5 %) считают, что состояние руского языка улучшилось по сравнению с 19 и 20 веками. Однако треть учащихся считают, что русский язык деградирует. С большей настороженностью к состоянию русского языка относятся мужчины, студенты вузов, возрастная группа 18-22 года.

2018-12-29_14-24-03

2018-12-29_14-24-31Отличительными свойствами русского языка респонденты считают логичность, элитарность, доступность. При этом учащиеся не считают русский язык поэтичным, выразительным, ярким и необычным.

2018-12-29_14-25-07

Для тех, кто имеет высокий уровень грамотности, возрастает значимость таких особенностей языка, как традиционность, доступность, элитарность, современность, логичность. Для менее грамотных важнее красота, историчность, разнообразие и нравственность языка. В этой группе важно, что на русском языке говорят выдающиеся личности. Для малограмотных все свойства языка теряют значение. Таким образом, высокая грамотность не гарантирует чувство языка, способность ценить его уникальность.

2018-12-29_14-25-44

Для школьников большее значение имеет красота, доступность, современность, логичность и нравственность русского языка. В целом школьники выделяют большее разнообразие свойств русского языка, чем студенты, у которых отношение к языку более прагматичное. Мужчины больше ценят традиционность, историчность, современность, то, что на нем разговаривают выдающиеся личности.

3.1. Общее отношение к русскому языку и его освоению

Русский язык используется в исследуемых странах и актуален для изучения. Высокий интерес к русскому языку отмечен в Абхазии, Южной Осетии, Канаде. Русский язык интересен отдельным узким группам в Сирии и Монголии. Низкий интерес к русскому языку проявляется Грузии и Румынии.

2018-12-29_14-26-19

Русский язык как иностранный учат в большинстве случаев для того, чтобы общаться с теми, для кого русский язык является родным, проводить переговоры, связанные с Вашей профессиональной деятельностью, составлять на русском языке деловую документацию, писать на русском языке научные, информационные, публицистические тексты и для саморазвития. Редко иностранные граждане ставят целью общаться с теми, кто знает русский язык, за пределами России, читать русскую научную и публицистическую литературу, писать на русском языке художественные произведения, понять Россию, ее культуру, особенности.

Иностранные граждане считают русский язык красивым, сильным, разнообразным, уникальным, древним, лексически богатым. Однако они не согласны, что русский язык модный, несовершенный, жесткий, международный, кодифицированный. Опрошенные с хорошим знанием русского языка лучше понимают его сложность и разнообразие.

2018-12-29_14-26-48

Мировое сообщество проявляет уважение и интерес к русскому языку, однако, не готово помогать распространению русского языка и расширять масштабы его использования. Следовательно, положительное отношение к русскому языку основано скорее на утилитарном, чем на социокультурном подходе. Опасение в распространении русского языка распространены в Канаде и Монголии.

В мировом сообществе сохраняется уважение и интерес к русскому языку. Остается понимание значимости русского языка для успешной межкультурной коммуникации и поддержания политических связей. Но русский язык как международный, способствующий стабильности и безопасности мировой социальной системы, воспринимается все реже.

 

А.Ю. Огородников

доктор философских наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, эксперт Центра стратегических исследований.