Современная российская система профессионального образования претерпевает существенные изменения, детерминированные как внутренними потребностями в развитии, так и высокой динамикой внешней среды. Частые трансформации рынка труда, повышение субъектности и прагматичности учащихся, образовательная реформа, динамика технических, педагогических и научно-методологических средств обучения требуют от высших учебных заведений высокой степени рефлексии происходящий изменений и адаптации к ним. Поэтому в настоящее время идет активный поиск путей совершенствования образовательных систем и развития их качества.

К числу основных тенденций развития образования в современном мире относятся:
• интенсивное обновление технологий, ускорение темпов развития экономики и общества, вызывающие необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни;
• переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обусловливающие особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности;
• демократизация жизни, становление и развитие гражданского общества, определяющие необходимость повышения уровня готовности граждан к ответственному и осознанному выбору;
• динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, динамичные структурные изменения в сфере занятости, актуализирующие потребность в постоянном повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
• возрастание значимости цельности человеческой личности, возрастание ценности права личности на свободное развитие.
Однако все новые технологии и средства взаимодействия в образовательной среде требуют точную передачу знаний, информации, эмоций, смыслов и ценностей. Адекватное взаимопонимание учителя и учащегося, передача смыслов без искажений, интерес к познанию в целом возможны, только если будет эффективно использоваться главное средство общения – язык. В языке заложена не только информационная структура, но и условия верного восприятия и усвоения знаний, через красоту, гармоничность, взаимосвязанность. Глубокое знание языка является необходимым условием приобщения к культуре, логике познания. Пробелы в знании языка препятствуют эффективности образования в целом.
Как показывают данные социологического исследования, проведенного в декабре 2018 года среди учащихся высших и средних образовательных учреждений России в 40 субъектах Федерации, большинство учащихся считают достаточным количество часов на преподавание русского языка. Однако 39% уверены, что объем аудиторных часов по русскому языку нужно увеличить. Только 7% видят перегруженность занятиями по русскому.

2018-12-29_13-57-28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если большинство учащихся считают объем часов на преподавание русского языка оптимальным, то эксперты, учителя школ и преподаватели высших учебных заведений, с этой позицией не согласны. Они считают, что стоит увеличить объем преподавания русского языка. Особый дефицит часов для преподавания русского языка чувствуют преподаватели высших учебных заведений.

2018-12-29_14-00-58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основными принципами преподавания русского языка, по мнению экспертов, являются интегративность (стремление представить курс русского языка не как изолированный, а как тесно связанный с другими предметами) и ориентация на дискурс и коммуникацию (в центре преподавания находятся речь и общение, а целью преподавания является развитие языковых способностей).

Принцип интегративности более популярен среди учителей школ без ученой степени. Дискурсу и эффективной коммуникации отдают предпочтение доктора наук. Творческий подход выше ценят эксперты старшего поколения. Принцип многоуровневости, т.е. формирования вариативного содержания образования и адаптации предлагаемой программы к разным уровням подготовленности учащихся менее поддерживается всеми категориями экспертов.

Для повышения эффективности преподавания русского языка необходимо решить такие первоочередные проблемы, как неразвитость критического мышления у учащихся, недостаток в процессе преподавания русского языка исследовательских практик, аналитических задач для учащихся, отсутствие современных игровых методов обучения русскому языку, учитывающих современное восприятие мира, жизнь учащихся. На неразвитость критического мышления чаще жалуются учителя школ. Для высших учебных заведений актуальна проблема большого объема теоретического материала, который не могут освоить студенты. В открытом варианте ответа доминировала позиция о нехватке аудиторных часов на преподавание русского языка.

2018-12-29_14-02-08

Эффективное преподавание русского языка возможно только при условии наличия устойчивых мотиваций учащихся на языковую подготовку. Наиболее действенными методами мотивирования учащихся эксперты считают создание ситуаций успеха, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий. Неэффективно в процессе обучения опираться на жизненный опыт учителя или преподавателя, развивать желание быть полезным обществу, создавать ситуации взаимопомощи. Эксперты мужчины считают главными мотиваторами для учащихся выполнение творческих заданий, и использование юмористических ситуаций из-за нарушения правил русского языка. Эксперты с ученой степенью добавляют к этому создание ситуаций как успеха, так и взаимопомощи.

2018-12-29_14-03-26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качество преподавания русского языка зависит и от подготовленности учащихся по другим предметам. К ним, в первую очередь, относятся литература, история, обществознание, риторика, культура речи, философия.

В процессе преподавания русского языка необходимо подчеркивать, в первую очередь, выразительность, яркость фраз, необычность выражений, поэтичность, красоту и глубину языка. Часть экспертов выделяют в ядре свойств методов преподавания языка знакомство с выдающимися носителями-создателями русского языка и развитие представления о доступности его освоения. Другая часть экспертов считает наиболее важным развитие у учащихся оригинальности мыслей, выраженных с помощью речи, что позволяет им освоить глубину и разнообразие языка. Ряд экспертов считают наиболее важным развивать логичность мышления и акцентировать внимание на современности языковых конструкций.

Среди наиболее эффективных методов преподавания русского языка эксперты выделяют заучивание наизусть стихи и прозу русских классических писателей 19, 20 веков, четкое разграничение различных стилей речи и ситуации применения языка, анализ художественных текстов и применяемых в них языковых выразительных средств, создание учащимися текстов для выступлений, правильное, точное и разнообразное использование средств русского языка на других предметах. Ряд экспертов считают первостепенным рассказывать учащимся об истории формирования русского языка и объяснять ценность и важность русского языка для всего человечества. Учителя также предлагают более активно использовать слова, выходящие из употребления по причине замены иностранными аналогами или упрощения языка.

А.Ю. Огородников
доктор философских наук, доцент кафедры философии и социологии Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, эксперт Центра стратегических исследований.